Как составить бизнес-план?

Как составить бизнес-план?Грамотно созданный бизнес-план олицетворяет собой залог успешности и процветания любого предприятия, особенно для начинающих бизнесменов, поэтому основы составления данного документа должны быть знакомы каждому, кто желает начать собственный бизнес.

Данный документ важен для развития не только крупных организаций, но и малого бизнеса.

Содержание статьи:

  1. Как самому составить бизнес-план для малого бизнеса?
  2. Основные разделы бизнес-плана
  3. Концепция бизнеса
  4. Описание услуг и товаров
  5. Исследования рынка и анализ сбыта
  6. Маркетинговый план
  7. Производственный план
  8. Организационный план
  9. Оценка рисков
  10. План и стратегия, касающиеся вопросов финансирования
  11. Важные нюансы составления бизнес-плана
  12. Видео по теме: как самостоятельно составить бизнес-план?
  13. Примеры готовых бизнес-планов

Как самому составить бизнес-план для малого бизнеса?

Четко структурированный бизнес-план позволяет просчитать перспективность будущего дела, возможные убытки, доходы и срок, в течение которого окупятся все расходы на развитие организации. Также такая документации станет лучшим помощником в деле привлечения инвесторов и дополнительного финансирования.

Основные разделы бизнес-плана

Все предприятия обладают собственной спецификой, однако, несмотря на принадлежность к различным отраслям, их бизнес-планы характеризуются наличием неизменной структуры, которая включает в себя следующие разделы:

  1. Концепция бизнеса.
  2. Описание услуг и товаров.
  3. Исследования рынка и анализ сбыта.
  4. Маркетинговый план.
  5. План производственный.
  6. Организационный план.
  7. План и стратегия, касающиеся вопросов финансирования.

Стоит отметить, что каждый современный бизнес-план содержит в себе специальный раздел, в котором осуществляется оценка возможных рисков. Перед разработкой документа важно представит будущий образ фирмы.

Структура бизнес-плана

Концепция бизнеса

К разработке первого раздела следует подходить особенно тщательно, поскольку в нем необходимо представить лаконичную и четкую аргументацию того, насколько рационально создание бизнеса. Это вся суть документа, изложенная в краткой форме, которая подробно раскрывается в последующих разделах.

Важно учесть, что концепция бизнеса не должна занимать более двух или трех страниц. Следует акцентировать внимание на тезисах, аргументах, цифрах. Резюме содержит в себе следующие составляющие:

  • В введении нужно указать главные цели предприятия, а также суть данного проекта.
  • В основной части раздела стоит уделить внимание краткому анализу ключевых вопросов, включая род деятельности фирмы, финансирование, прогнозирование спроса и многое другое.
  • В заключении необходимо привести лаконичный вывод и суммировать вышеперечисленные аспекты, обеспечивающие успех будущего проекта.

Описание услуг и товаров

Данный раздел должен содержать преимущества, которыми обладают продукция и услуги, в сравнении с аналогичными товарами, которые входят в ассортимент конкурентов. Стоит учесть, что указание сухого списка характеристик продукции будет явной ошибкой. Это лишит бизнес-план возможности быть представленным в выгодном свете. Важно указать, каким образом предприятие будет изменять собственный ассортимент в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Исследования рынка и анализ сбыта

Это немаловажный раздел, в котором следует раскрыть вопросы, связанные с рыночной конкуренцией и спросом, в частности:

  • Особенности рынка, на котором будет функционировать предприятия, включая характеристику конкуренции, которая может быть чистой или же монополистической.
  • Ориентация на роскошный, массовый или же экономный сегмент.
  • Факторы в виде качества, стоимости и торговой марки, определяющие потребительский выбор.
  • Объемы рынка, которые уже заняты фирмами-конкурентами.
  • Приблизительное количество потенциальных покупателей.

Если в раздел добавить сравнительную таблицу по конкурентам, то презентабельность и эффективность бизнес-плана повысится в разы. В данной таблице можно отобразить информацию по оценке цены, рекламы, качества, особенностей и методик продаж товаров, к которым прибегают конкуренты.

Схема бизнес-плана

Маркетинговый план

В этом разделе важно обозначить, каким образом предприятие будет продвигать собственные товары и доводить их до покупателей. В маркетинговой части должны быть представлены способы привлечения и удержания клиентов. Данная составляющая документа должна включать в себя следующие сведения:

  • Рекламная деятельность, включая акции, их продолжительность и стоимость вместе с оптимальными и высокоэффективными каналами распространения информации.
  • Формирование положительного мнения об организации среди общественности. Следует акцентировать внимание на высоком качестве продукции, заботе о сотрудниках и корпоративной культуре, а также социальных акциях.
  • Особенности ценообразования.
  • Скидки, акционные предложения и различные бесплатные услуги, нацеленные на то, чтобы привлекать новых и удерживать уже существующих покупателей.

Важно учесть, чтобы разработка и организация маркетинговых мероприятий отличалась комплексным подходом, превращая их в единую и тщательно продуманную систему. Только в таком случае это даст положительный результат.

Производственный план

Данный раздел должен в обязательном порядке присутствовать исключительно в бизнес-планах, предусматривающих выпуск продукции. В свою очередь, при составлении документа для торговых организаций его можно пропустить. Производственный план должен включать в себя данные о производственном цикле, ресурсах и поставщиках. Следует указать, насколько производство будет безопасным с экологической точки зрения.

Денежные потоки

Организационный план

В нем отображается организационная структура фирмы, а также данные о сотрудниках, включая порядок и источник найма персонала. Стоит отметить, что при создании небольшого предприятия этот раздел может включать всего лишь несколько строк.

Оценка рисков

Качественный бизнес-план требует рассмотрения всех возможных рисков, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности. Также нужно указать не только их разновидность, но и вероятность появления, разделив на внутренние и внешние. В данном разделе необходимо указать способы, благодаря которым можно смягчить или же устранить риски. Важно отметить, что прогнозирование рисков внешнего типа осуществляется на основе данных о безработице, динамике инфляции и многих других факторов в масштабе развития хозяйства государства. При определении внутренних рисков учитывается опыт других фирм, работающих в соответствующей экономической отрасли.

План и стратегия, касающиеся вопросов финансирования

Это наиболее ответственная составляющая бизнес-плана. В финансовом разделе необходимо указать информацию о прибыльности, рентабельности и выручке будущего проекта. Следует обозначить сроки, в течение которых окупится инвестирование в бизнес. Определение источников инвестирования также входит в данный раздел. Финансовая часть должна отображать, каким объемом средств необходимо располагать, начиная от первоначальных растрат и заканчивая моментом начала окупаемости проекта. При составлении бизнес-плана рассчитывается NPV или же чистая приведенная стоимость. Получение отрицательного показателя будет свидетельствовать о том, что нет смысла открывать собственное дело. Это поможет рационально взглянуть на собственный план развития и предотвратить вложение денежных средств в заведомо невыигрышный и убыточный бизнес.

Стадии бизнес планирования

Важные нюансы составления бизнес-плана

На первый взгляд составление бизнес-плана кажется довольно простым заданием. Однако создание данного документа обладает определенными нюансами, незнание которых может привести к серьезным ошибкам. Поэтому при разработке любого бизнес-плана необходимо учитывать следующие акценты:

  1. Каждое слово должно отображать главную цель формирования документации, в частности оценку и доказательства выгодности, прибыльности и рентабельности будущего бизнес-проекта.
  2. Документ должен включать в себя проверенные цифры, аргументы и точные формулировки вместо неясностей и лишних слов.
  3. Для отображения полной экономической ситуации следует указывать в конкретных цифровых рыночные показатели, число конкурентов, их доли и количество покупателей.
  4. Важно, чтобы источники получения денежных средств на открытие дела были указаны максимально точно, включая подробное описание кредитных программ банковского учреждения и инвесторов.
  5. К расходам относят также временные затраты и личные средства бизнесмена.
  6. В течение первого полгода прогнозы финансового характера следует составлять по месяцам. На последующие периоды 3-5 лет прогнозы следует разрабатывать по кварталам.

Соблюдение несложных, но достаточно важных правил позволит каждому начинающему предпринимателю составить эффективный бизнес-план. Самостоятельная разработка документа позволит сэкономить собственные финансовые ресурсы и на более глубоком уровне проанализировать особенности работы будущей компании. Однако для решения финансовых и законодательных вопросов лучше воспользоваться помощью квалифицированных экспертов.

Видео по теме: как самостоятельно составить бизнес-план?

Примеры готовых бизнес-планов

Ниже представлена коллекция из 234 готовых бизнес-планов, все они отсортированы по категориям.

Скачать Бизнес-планы_в_медицине_и_фармацевтике.zip
Скачать Бизнес-планы_в_сфере_образования_и_консалтинга.zip
Скачать Бизнес-планы_для_автобизнеса.zip
Скачать Бизнес-планы_для_издательского_бизнеса_и_рекламы.zip
Скачать Бизнес-планы_для_интернет-бизнеса_и_средств_связи.zip
Скачать Бизнес-планы_для_легкой_промышленности.zip
Скачать Бизнес-планы_для_общепита.zip
Скачать Бизнес-планы_для_сельского_хозяйства.zip
Скачать Бизнес-планы_для_сферы_услуг.zip
Скачать Бизнес-планы_для_туристического_бизнеса.zip
Скачать Бизнес-планы_для_финансового_сектора_и_B2B.zip
Скачать Бизнес-планы_пищевого_производства.zip
Скачать Бизнес-планы_предприятий_торговли.zip

Оцените материал: Поделись!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.